Журнал "Юрист"
ООО "Информационное правовое агентство Гревцова"
№ 5 (май), 2019
Рубрика
Законодательство
Обзор законодательства
Электронные торги в банкротстве
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 01.04.2019 № 9 «Об электронных торгах по продаже имущества в процедурах экономической несо-
стоятельности (банкротства)»


Утверждена Инструкция о порядке организации и проведения электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства). Определен порядок организации и проведения электронных торгов по продаже имущества (в том числе дебиторской задолженности) в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) в форме аукциона.
Функции по организации электронных торгов возложены на антикризисных управляющих, которые должны не находиться на стадии ликвидации, не быть признанными судом, рассматривающим экономические дела, банкротом с ликвидацией и др.
Установлен новый метод продажи имущества с понижением цены: в ходе электронных торгов начальная цена лота при отсутствии ставок на
повышение начальной цены снижается равными долями до минимальной цены лота, снижение цены прекращается первой сделанной ставкой участником электронных торгов.
Экспортные кредиты
Указ Президента Республики Беларусь от 29.04.2019 № 161 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

Определены категории юридических лиц, которым Банком развития могут быть предоставлены экспортные кредиты, в том числе в рамках кредитных линий:
— лизинговым организациям, являющимся резидентами Республики Беларусь, для приобретения у резидентов Республики Беларусь в собственность произведенных (производимых) в Республике Беларусь товаров, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, и иных товаров для передачи их в лизинг либо реализации организациям, не являющимся резидентами Республики Беларусь, за исключением иностранных банков;
— организациям — нерезидентам Республики Беларусь, за исключением иностранных банков, для оплаты (в том числе предварительной) реализованных (реализуемых) резидентами Республики Беларусь товаров, включенных в перечень, и иных товаров, работ, услуг; уплаты в стране ввоза товаров, включенных в перечень, и иных товаров таможенных платежей (налогов, сборов, пошлин), взимаемых при их ввозе, при условии оплаты таких товаров за счет экспортных
кредитов; оплаты реализованных организациями, не являющимися резидентами Республики Беларусь, товаров, включенных в перечень, и иных товаров, приобретенных ими у резидентов Республики Беларусь по экспортным контрак-
там, по которым не предоставлялись экспортные кредиты;
— лизинговым организациям, являющимся резидентами Республики Беларусь, организациям, не являющимся резидентами Республики Беларусь, иностранным банкам для возмещения Банку развития страховых взносов по договорам
страхования экспортных рисков с поддержкой государства, заключаемым при предоставлении Банком развития экспортных кредитов.

Постановление вступает в силу с 13.11.2019.
(НПИП*. 12.05.2019. № 8/34131)
Указ вступил в силу с 02.06.2019.
(НПИП. 01.05.2019. № 1/18325)

Электронный документ
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2019 № 324 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля
2010 г. № 1086»


Расширен перечень лиц, которые имеют право удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе:
— организация или индивидуальный предприниматель, создавшие такой электронный документ;
— организация, получившая электронный документ от другой организации посредством межведомственных информационных систем;
— регистратор республиканской или территориальной организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
— организация или ИП, имеющие право на осуществление деятельности по удостоверению бумажной формы электронного документа на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством о лицензировании;
— другие организации или физические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, созданного несколькими организациями (индивидуальными предпринимателями), может быть удостоверена любым из указанных лиц.


Постановление вступило в силу с 26.05.2019.
(НПИП. 25.05.2019. № 5/46511)
Стоимость в госзакупках
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки»

Утверждены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки:
— изучения конъюнктуры рынка;
— проектно-сметный;
— затратный.
Приоритетным для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки является изучение конъюнктуры рынка.
Проектно-сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства).
Затратный способ применяется в случае невозможности применения иных способов или в дополнение к ним.
Информация об обычной для определенного вида деятельности прибыли (доходе) может быть получена исходя из анализа реестра договоров государственных закупок, размещенного в государственной информационно-аналитической системе, других общедоступных источников информации, в том числе общедоступных результатов изучения конъюнктуры рынка, а также результатов изучения конъюнктуры рынка, проведенного по инициативе заказчика (организатора).
Постановление вступает в силу с 01.07.2019.
(НПИП. 01.05.2019. № 8/34121)


Камеральные проверки МАРТ
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 34 «О порядке проведения камеральной проверки»

Утверждена Инструкция о порядке проведения камеральной проверки. Установлено, что:
— проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение;
— основанием является принятая к рассмотрению жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов;
— результаты проверки при отсутствии нарушений законодательства о государственных закупках оформляются справкой, которая размещается на электронной торговой площадке не
позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки;
— при выявлении нарушения законодательства о государственных закупках выносится обязательное для исполнения заказчиком (организатором) предписание, и в течение 5 рабочих дней со дня его размещения заказчик (организатор) должен устранить выявленное нарушение.
Проверке подлежат предмет государственной закупки в годовом плане государственных закупок, размещенном на электронной торговой площадке; обоснованность выбора заказчиком (организатором) вида процедуры государственной закупки; соответствие конкурсных документов, аукционных документов и т.д.
Постановление вступает в силу с 01.07.2019.
(НПИП. 01.05.2019. № 8/34122)

На пути к виртуальной финансовой организации

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 148 «О цифровых банковских технологиях»
Дата вступления в силу: 21.10.2019

Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 148 «О цифровых банковских технологиях» (далее — Указ № 148) создает предпосылки для переноса белорусскими финансовыми организациями бизнес-процессов по взаимодействию с клиентами в онлайн, пользователи получат возможность приобретать финансовые услуги дистанционно. Будет расширена сфера применения межбанковской системы идентификации, а также регламентированы механизмы удаленной идентификации и удаленного заключения договоров, для совершения юридически значимых действий при оказании банковских и иных финансовых услуг будут использоваться смарт-контракты.

Развитие механизмов удаленной идентификации
Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон № 165-З) обязывает указанных в нем лиц, осуществляющих финансовые операции, проводить идентификацию клиентов. Это является одной из мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Среди лиц, обязанных проводить идентификацию, названы и участники финансового рынка:
— банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее — банки);
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— страховые организации и страховые брокеры;
— лизинговые организации;
— микрофинансовые организации;
— форекс-компании.
Идентификация должна проводиться, помимо прочего, при заключении договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме.
Таким образом, требование об идентификации распространяется на подавляющее большинство случаев приобретения услуг названных финансовых организаций. Однако Закон № 165-З не дает однозначного ответа на вопрос, необходимо ли личное присутствие клиента или его представителя для идентификации.
В отношении банков Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 № 478 «О развитии цифровых банковских технологий» (далее — Указ № 478) установил общее правило проводить идентификацию при личном присутствии клиента, его представителя, а также предусмотрел возможность удаленной идентификации в следующих случаях:
— когда идентификация при личном присутствии ранее проводилась соответствующей организацией;
— если для идентификации используются данные из действующего сертификата открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) клиента, изданного республиканским удостоверяющим центром ГосСУОК;
— при наличии данных в межбанковской системе идентификации (далее — МСИ).
МСИ предназначена для централизованного обмена идентификационными данными банковских клиентов. Система пополняется за счет информации, которую предоставляют Национальный банк Республики Беларусь (далее — Национальный банк) и банки по результатам идентификации клиентов. Получить информацию из системы банк может на основании согласия клиента. Таким образом, если лицо однажды было идентифицировано при личном присутствии, оно может получать обслуживание в других белорусских банках удаленно при помощи цифровых каналов.
...
- Достоверность данных как принцип работы МСИ
- Заключение договоров с использованием информационных технологий
- Предоставление документов по-новому
- Использование смарт-контрактов при осуществлении финансовых операций
Автор:
Анна КАСКО,
юрист ИООО «Сорайнен
и партнеры»

Дата совершения хозяйственной операции: регулятор разъясняет
Автор:
Анна СВЕНТИЦКАЯ,
юрисконсульт
ООО «Бейкер Тилли
Бел», кандидат юриди-
ческих наук

Совместным письмом Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.04.2019 № 15-1-5/105/2-2-10/00891 «Об определении даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете»* раскрываются отдельные вопросы применения постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и положений новой редакции НК о моменте фактической реализации, дате отражения выручки, учете затрат при налогообложении.


Почему это важно?
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете) под хозяйственной операцией
понимает любое действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов. Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (далее — ПУД).
В соответствии с п. 2 ст. 39 НК налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных
данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Договор возмездного оказания услуг или договор подряда
Если заказчик может использовать в своей деятельности результат услуги (работы) по мере ее выполнения в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, дата будет зависеть от срока действия договора:
— если срок действия договора превышает один месяц, датой совершения хозяйственной операции будет являться последний календарный день
каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги;
— если срок действия договора не превышает один месяц, датой совершения хозяйственной операции будет являться последний календарный
день месяца начала оказания услуги и (или) день завершения оказания услуги.
Указанный выше порядок определения даты совершения хозяйственной операции является императивным, то есть стороны не могут изменить
его, включив иное условие в договор.

СПРАВОЧНО. К услугам, результаты которых могут быть использованы по
мере их выполнения, относятся услуги:
— связи;
— жилищно-коммунальные;
— оказываемые по договорам энергоснабжения;
— медицинские;
— санаторно-курортные;
— авторского и технического надзора в строительстве;
— инженерные услуги и др.
Если результат услуги (работы) может быть использован заказчиком только после завершения ее оказания (выполнения), дата совершения хо-
зяйственной операции будет зависеть от условий договора, заключенного сторонами:
...

- Договор аренды или лизинга
- Договор строительного подряда
- Лицензионный договор
- Договор комиссии, договор поручения, договор
безвозмездного пользования, договор найма
жилого помещения, договор транспортной
экспедиции или иной аналогичный договор
- Учитываются ли сроки исполнения обязательств?

Рубрика
Юридические решения
Неверное указание веса груза в CMR-накладной: варианты развития событий
Автор: Маргарита ТУРОВЕЦ,
ведущий юрисконсульт ООО «Юридическая
безопасность»

СИТУАЦИЯ Между ООО «А» (перевозчик) и ООО «Б» (собственник груза) был заключен договор международной автомобильной перевозки груза. Груз был принят к перевозке и размещался в транспортном средстве с грузами, принадлежащими другим заказчикам.
При прохождении таможенного контроля груз ООО «Б» был взвешен, и выяснилось, что фактический вес груза превышает указанный в CMR-накладной (далее — CMR).
Транспортное средство было задержано на таможне. Другие заказчики автомобильной перевозки, чьи грузы находились в этом транспортном средстве, получили грузы позднее сроков, указанных в договорах.
Рассмотрим правовую квалификацию и возможные последствия сложившейся ситуации.

Заполнение CMR-накладной
Вес груза — обязательное сведение, которое должно быть отражено в CMR.
Если груз измеряется в килограммах, то его вес брутто проставляется в графе 11 CMR «Вес брутто, кг». Если же груз измеряется в кубических метрах, то его объем указывается в графе 12 CMR «Объем, м3».
Графа 11 СМR заполняется отправителем груза. Это означает, что у перевозчика не может быть умысла занижать вес груза.
Все вопросы, связанные с оформлением CMR, регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ).

Взвешивание груза: кто его проводит?
При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ).
Грузоотправитель имеет право потребовать проверку перевозчиком веса брутто груза или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также потребовать проверку содержимого грузовых мест. Перевозчик вправе потребовать возмещения расходов, связанных с такой проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Таким образом, у перевозчика нет обязанности взвешивать груз.
...

Декларирование товаров
Ответственность собственника груза за превышение веса декларируемых товаров
Ответственность перевозчика за превышение веса декларируемых товаров
А что с другими заказчиками автомобильной перевозки?


Автор: Анастасия БЕЛАЯ, главный инспектор
отдела таможенных расследований
Оперативной таможни

Вниманию арендатора: где предел расходов по аренде?
Автор: Алеся ХОДАСЕВИЧ, юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»



При заключении договоров аренды помещений в торговых или бизнес-центрах стандартной практикой является включение в плату таких видов платежей, как непосредственно арендная плата, расходы за потребленные коммунальные услуги, эксплуатационные расходы. В отличие от размера арендной платы, четко устанавливаемого сторонами, в договорах аренды порой наблюдается недостаточная конкретизация пределов возмещения арендатором расходов арендодателя, что может повлечь неблагоприятные последствия, в первую очередь для арендатора.
Следует обращать особое внимание на формулировки соответствующих положений договора, чтобы избежать возложения на арендатора обязанности по компенсации необоснованных расходов. Проанализируем типичные из них на предмет рисков для сторон.

Что является коммунальными и эксплуатационными расходами?
При определении порядка компенсации арендатором расходов за коммунальные и эксплуатационные услуги сторонам необходимо при заключении договора аренды согласовать перечень видов таких услуг, а также порядок расчета и оплаты их стоимости.
Обычно к коммунальным услугам относятся: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение (сбор, вывоз, обезвреживание) с твердыми коммунальными отходами.
Подробное определение эксплуатации здания как нед
безвозмездное пользованяие) недвижимого имущества, затрат на коммунальные и другие услуги» и включает в себя мероприятия по содержанию и техническому обслуживанию здания, сооружения.
Содержание здания — организационно-технические мероприятия по контролю и ограничению в соответствии с требованиями проектной и нормативной документации нагрузок и других воздействий на элементы здания, по обеспечению установленных санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей к зданию территории (п. 2 Рекомендаций).
К эксплуатационным услугам могут быть отнесены услуги по охране и обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, по санитарному содержанию мест общего пользования в здании.

Возмещение стоимости эксплуатационных услуг, потребляемых третьими лицами
Дополнительные расходы
Состав расходов по содержанию общих мест пользования
Соблюдение интересов арендатора
Что такое расходы на маркетинг?
Нестандартные расходы на маркетинг
Предварительное согласование специфических условий

Договора на перевозку груза нет, срок исковой давности пропущен: как быть?
Автор: Маргарита ТУРОВЕЦ, ведущий юрисконсульт
ООО «Юридическая безопасность»
СИТУАЦИЯ В августе 2017 г. между перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки — резидентами Республики Беларусь была подписана заявка на международную перевозку груза. В последующем перевозчик направил заказчику подписанный со своей стороны договор автомобильной перевозки грузов, который последним был проигнорирован. В заявке стороны не согласовали условия о сроках оплаты. В августе 2018 г. перевозчик направил заказчику претензию с требованием об оплате стоимости перевозки и в последующем обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за оказанные услуги по перевозке.

Заключен ли договор перевозки груза?
В силу п. 1 ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по
всем существенным условиям договора.
К существенным условиям договора международной перевозки груза необходимо относить в том числе условия, указанные в ст. 37 Закона Респу-
блики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон):
— наименование грузоотправителя;
— место принятия груза;
— пункт назначения груза;
— наименование груза;
— наименование лица, уполномоченного на получение груза;
— размер платы за перевозку;
— дату погрузки и вес груза*.
Статья 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) устанавливает, что договор перевозки подтверждается составлением накладной (CMR). Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются положения КДПГ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации выполнялась международная перевозка, то при наличии CMR-накладной договор считается заключенным независимо от подписания заявки или самого договора как документа.
Специальный правовой режим: какими льготами пользуются резиденты СЭЗ?
Автор: Михаил ЛОНСКИЙ,
начальник управления территориального развития и капитального строительства СЭЗ «Минск»

В апрельском номере журнала «Юрист» мы рассмотрели основные условия регистрации и причины отказа в регистрации субъектов хозяйствования в качестве резидентов свободных экономических зон (далее — СЭЗ), а также перечислили основные льготы, которые СЭЗ предоставляют своим резидентам.
В данной публикации мы подробно рассмотрим налоговые, таможенные и прочие льготы, а также условия их предоставления.

Налоговые льготы
Субъектом применения налоговых льгот является резидент СЭЗ — юридическое лицо, зарегистрированное на территории СЭЗ и производящее товары (работы, услуги) на территории СЭЗ.
В настоящее время принадлежность продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатами (далее — сертификат), выдаваемыми Белорусской торгово- промышленной палатой (далее — БелТПП), унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами на основании Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520.
Отметим, что для получения налоговых льгот резиденты СЭЗ обязаны вести раздельный налоговый учет выручки, затрат и прочих сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.
Особый режим налогообложения включает в себя следующие льготы по налогам и обязательным платежам, подлежащим уплате резидентами СЭЗ.

Освобождение от налога на прибыль
В соответствии с п. 3 ст. 383 НК прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобож-
дается от налога. При этом с 2019 г. сроки освобождения от налога на прибыль не установлены. По умолчанию льготы по налогу на прибыль (как и остальные льготы) определены периодом существования СЭЗ.





Автор: Роман ЛЕШКО,
начальник управления правовой работы
и инвестиционных проектов СЭЗ «Минск»

Рекламные игры: алгоритм подготовки и проведения

Автор: Андрей ВАРВАШЕВИЧ, адвокат Минской
областной коллегии адвокатов

Рекламная игра — это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш призов между участниками. Отношения по проведению рекламных игр регулируются Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее — Положение).
За нарушение требований о проведении рекламных игр установлена административная ответственность, а проводимая с нарушением законодательства рекламная игра может быть досрочно прекращена на основании предписания уполномоченного государственного органа.
Во избежание негативных последствий очень важно неукоснительно соблюдать требования законодательства при подготовке, регистрации и проведении рекламных игр.
Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий в определенной последовательности.

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению рекламной игры
Состав комиссии утверждается организатором (приказом, распоряжением и т.п.), а также указывается в правилах проведения рекламной игры.
В состав создаваемой организатором комиссии должно быть включено не менее 5 человек. Членами комиссии могут быть только совершеннолетние дееспособные физические лица. При этом хотя бы один член комиссии не должен состоять в трудовых отношениях с организатором.
Комиссия осуществляет контроль за соблюдением правил проведения рекламной игры, проводит отбор участников и розыгрыш призового фонда, рассматривает возникшие споры при проведении рекламной игры.
Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии. В протоколе отражаются дата, время и место проведения заседания комиссии, повестка дня, сведения о присутствующих членах комиссии, ее действия в том порядке, в котором они совершались, сведения о победителях и их выигрышах.

ТТН при авиаперевозке товаров

Автор: Галина СЕМАШКО,
юрист ООО «Юридическая компания ЮКОН»

Вопрос: Белорусская компания организовала авиаперевозку товаров из США. После прохождения процедур таможенного оформления товары перевозятся самостоятельно компанией либо с привлечением сторонних перевозчиков на склад в г. Минске. Обязательно ли дополнительно к авиагрузовой накладной оформлять ТТН для перевозки товаров с территории аэропорта на склад в г. Минске?

# Вопрос-ответ
Оплата аренды третьим лицом
Автор: Максим СЛЕПИЧ,
юрист
Вопрос: По договору аренды недвижимости индивидуальный предприниматель арендует у юридического лица целый этаж административного здания. Договором предусмотрена арендная плата (ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) без прямого указания и запрета на ее уплату третьим лицом. По условиям договора он может быть расторгнут в судебном порядке при неоплате более двух раз подряд по истечении установленного срока платежа.
Имеются ли у арендодателя правовые основания для досрочного расторжения договора при своевременной оплате последних трех платежей за аренду (за 3 квартала) не арендатором, а третьим лицом (п. 3 ч. 1 ст. 590 ГК)?
# Вопрос-ответ
Возврат оплаты при одностороннем расторжении договора

Автор: Максим СЛЕПИЧ,
юрист
Вопрос: Стороны предусмотрели срок оказания услуг в течение двух месяцев с даты заключения договора, а срок оплаты — в течение 10 дней с даты его заключения. Договор также определяет невозврат всех денежных средств, перечисленных заказчиком исполнителю, в случае его расторжения по инициативе заказчика. Правомерно ли данное условие?
# Вопрос-ответ
Правомерность использования аудио- и/или видеорегистраторов

Автор: Алексей ТЕЛЕГИН,
адвокат Минской
областной коллегии
адвокатов

Вопрос: Вправе ли сотрудники торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее — объект) использовать персональные аудио- и/или видеорегистраторы (далее — регистраторы) при обслуживании потребителей (посетителей объекта)?
# Вопрос-ответ
Возмещение расходов третьих лиц

Автор: Ирина ЕРМОЛЕНКОВА, главный советник главного правового
управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики
Беларусь, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета БГУ
Вопрос: Подлежат ли возмещению ответчиком необходимые расходы на оказание юридической помощи, понесенные третьим лицом, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора и выступает на стороне ответчика, в случае вынесения решения экономического суда об удовлетворении исковых требований?

# Вопрос-ответ
Принятие решения при избрании исполнительного органа
Автор: Ирина ЕРМОЛЕНКОВА,
главный советник главного правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ
Вопрос: Является ли решение общего собрания участников хозяйственного общества об избрании в качестве исполнительного органа его участника, которому принадлежит доля в уставном фонде в размере 30 %, сделкой с заинтересованностью аффилированного лица и должен ли такой участник хозяйственного общества устраняться от голосования по данному вопросу?
# Вопрос-ответ
Требования кредиторов при ликвидации должника — ИП
Автор: Ирина ЕРМОЛЕНКОВА,
главный советник главного правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ
Вопрос: Какие требования кредиторов сохраняют силу после завершения процедуры прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя?
# Вопрос-ответ
Рубрика
IT LAW
Принцип достаточности условий договоров
о предоставлении прав на ПО

Автор: Дмитрий ХАЛИМОНЧИК, ведущий юрисконсульт
SOFTCLUB

Беларусь уже несколько лет плотно ассоциируется с новостями IT-сферы, цифровизация «накрыла» столицу и продвигается в регионы, а осознание того, что компьютерные программы являются ценностью, а не просто хобби программистов, укореняется даже за пределами границ ПВТ. Экономика трансформируется в новых условиях, но если в разработке и технологиях мы, хочется надеяться, идем в ногу со временем, то в документировании отношений, складывающихся вокруг программного обеспечения (далее — ПО), золотых стандартов выработать пока не удалось. Вопросы и разброс мнений вызывает, в частности, процесс передачи прав на использование ПО.
ДЛЯ КОГО ВАЖНО Для лиц, передающих или получающих права на программное обеспечение.

Если задать поисковый запрос «договор на передачу прав», в числе результатов будут «продажа лицензий на ПО», «продажа ПО», «поставка
ПО», «продажа экземпляров ПО», «передача ПО», «реализация ПО» и др. Ряд договоров при этом могут отличаться только названием. Что хуже,
часть договоров будут продолжать традиции заявленной в названии поставки и будут для целей применения к ПО трактовать условия купли-продажи, вплоть до подписания товарных накладных. Практика корректирует такие договоры по факту, и накладные стороны не подписывают, но норма в договоре остается и смущает неподготовленных контрагентов.
Название договора ожидаемо должно соответствовать его содержанию, но в целом если из текста будет понятно, кто кому в каком объеме и на
какой срок предоставил права использования ПО, то название может быть совершенно любым. Вместе с тем зачастую проблема заключается именно
в содержании договоров, текст которых затрагивает множество моментов, часть из которых вообще прямого отношения к предмету предполагаемого договора не имеют.
Белорусский закон предусматривает две основные формы предоставления права использования ПО: уступка прав и заключение лицензионного до-
говора — предоставление ограниченной лицензии (исключительной или неисключительной).
Договор уступки исключительных прав предполагает чуть меньше свободы к наполнению. По нему правообладатель отчуждает исключительное право на ПО в полном объеме другой стороне на весь срок действия авторского права.

...

Чуть больше усилий потребуется приложить в случае согласования условий лицензионного договора, для которого нужно обсудить следующие
моменты:
1. Вид лицензии (исключительная или неисключительная).
2. Объем прав лицензиата.
3. Объем запретов.
4. Ответственность.
5. Лицензионное вознаграждение.
6. Срок.
7. Территория.
8. Передача прав и ПО.
Чек-лист для проверки существенных условий договоров

Предустановленное ПО: нужна ли лицензия?
Автор: Евгений БУРЫЙ, помощник адвоката
Адвокатского бюро «РЕВЕРА»
В целом ряде отраслей экономики (промышленность, IT, услуги технического характера и т.д.) предпринимательская деятельность невозможна без дорогостоящего, технически сложного оборудования, которое, в свою очередь, не может функционировать без специального программного обеспечения (далее — ПО).
Вопрос о передаче ПО теряет актуальность, если мы имеем дело с открытой (свободной) лицензией либо с так называемым проприетарным ПО, которое распространяется на основании пользовательского соглашения и устанавливается на любое устройство конечного пользователя. Когда же для работы оборудования необходимо специальное ПО, разрабатываемое заводом-изготовителем, возникает вопрос о том, каким образом оформить передачу такой компьютерной программы.
В настоящей статье рассмотрим, как разрешать юридическую судьбу ПО при заключении договоров купли-продажи (поставки) технически сложного оборудования.
ДЛЯ КОГО ВАЖНО Для лиц, отчуждающих или приобретающих современное оборудование с предустановленным ПО.

Начнем с того, что «технически сложное оборудование» — это условный термин. Под технически сложным оборудованием, как и оборудованием вообще, здесь понимаются объекты гражданских прав — вещи, для пользования которыми необходимо использовать отдельное ПО, соответствующее критериям объекта авторского права.
Право пользования ПО можно получить на основании договора уступки либо лицензионного договора. Соответственно, один из возможных вариантов — заключить два договора: договор поставки самого оборудования и лицензионный договор на ПО. Это самый безопасный с точки зрения правовых последствий вариант. Однако стоит помнить, что общую согласованную цену на поставляемое оборудование следует разбить на две части (в крайнем случае за предоставление права пользования ПО можно установить символическую цену). Кроме того, в указанном случае с точки зрения бухгалтерского учета получается приобретение сразу двух активов: непосредственно оборудования — объекта основных средств и нематериального актива — ПО.

...

Реализация оборудования с загруженным ПО
Не указанное в договоре ПО — составная часть сложной вещи
Выводы
Рубрика
НЕ(ТИПИЧНЫЕ) ОШИБКИ
Ошибки, приводящие к росту безнадежных долгов
Автор: Ольга МАЛИКОВА, руководитель службы взыскания долгов ООО «СТА Логистик»
Давно известно, что единственной «панацеей» от возникновения дебиторской задолженности является 100%-ная предоплата. Однако многие компании, в том числе с целью сохранения конкурентного преимущества, предоставляют товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа. Далее возникают долги, которые нередко впоследствии переходят в категорию безнадежных.
-Какие ошибки допускают компании-кредиторы?
-Как предотвратить рост безнадежных долгов?
-Почему компании необходима система управления дебиторской задолженностью?
-Каких клиентов нужно проверять? Когда и кому направлять претензию?


Ошибка 1. Отрицание важности и необходимости наличия системы управления дебиторской задолженностью
Эффективное управление дебиторской задолженностью (далее — УДЗ) — это прежде всего предотвращение долгов.
Однако без наличия определенной системы сложно говорить об управлении тем или иным процессом, поскольку результат такого управления всегда будет сомнительным. Поэтому рекомендуем выстраивать в компаниях четкие системы УДЗ, которые будут помогать управлять процессом взыскания, предупреждать возникновение «токсичных» долгов.
Первое, что следует сделать, — принять решение о создании в компании системы и/или подразделения УДЗ; второе — определить ответственных сотрудников, их функции, полномочия и обязанности, которые впоследствии необходимо протестировать и закрепить в локальных правовых актах (регламентах).

...

Рекомендации
Рубрика
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Обязательное страхование гражданской ответственности
автовладельцев: в чем спорность применения?
Автор: Марина ШИМКОВИЧ, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь
После приобретения транспортного средства собственник должен его зарегистрировать. Но регистрация транспортных средств не является регистрацией права собственности на имущество и осуществляется в обязательном порядке для участия транспортного средства в дорожном движении. Одним из необходимых документов, в том числе и для государственной регистрации, является договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Может ли покупатель использовать договор продавца, срок действия которого не истек?
Данный вопрос не имеет четкого законодательного разрешения, более того, позиция законодателя и правоприменительная практика неоднократно менялись.

Досрочное прекращение страхования
Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530
«О страховой деятельности» (далее — Положение), определяет, что договор обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца (далее — договор обязательного страхования) прекращается при истечении срока страхования или неуплате страхователем в установленный срок второй части страхового взноса, а также в случае, предусмотренном в ч. 6 п. 156 Положения.
Договор обязательного страхования может быть прекращен досрочно в случаях отчуждения транспортного средства, невозможности его использования по обстоятельствам, не зависящим от воли страхователя (при гибели (уничтожении) транспортного средства, не связанной со страховым случаем по данному виду страхования, выходе из обладания владельца в результате противоправных действий других лиц), ликвидации страхователя — юридического лица, списания транспортного средства с баланса юридического лица, досрочного прекращения договоров безвозмездного пользования, лизинга или аренды транспортных средств, если страхователем является ссудополучатель (арендатор), а также в других объективных случаях.
Основанием для досрочного прекращения договора обязательного страхования является письменное заявление страхователя с приложением
страхового свидетельства (страхового полиса, страхового сертификата) и копии документа, подтверждающего возможность прекращения такого
договора (п. 173 Положения).

...

Что закреплено в нормах?
Что разъясняет регулятор?
Каковы противоречия на практике?
Договор страхования не передается следующему собственнику?
Перемена лиц через призму законодательства
Грядут ли перемены?
Что делать субъектам?

Рубрика
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Действительная стоимость доли в уставном фонде: жадный платит дважды
Автор: Анастасия ЧИСТАЯ, адвокат Минской областной специализированной
юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам
хозяйствования
СИТУАЦИЯ
По истечении 12 месяцев после утверждения отчета за год, в котором произошло открытие наследства, Общество отказало наследникам в выплате действительной
стоимости доли умершего участника. Оно ссылалось на отрицательную величину стоимости чистых активов, несмотря на то, что изначально в ходе многочисленной переписки с наследниками последним предлагалось выплатить стоимость доли умершего наследодателя полностью или частично путем передачи имущества Общества.
Надлежащим образом оформленные бухгалтерские документы, в том числе расчет стоимости чистых активов, наследникам по их просьбе предоставлены не были. В результате у них сформировалось мнение об искажении данных бухгалтерского учета в целях формирования отрицательной стоимости чистых активов.

Обстоятельства дела
Участниками Общества являлись гражданин Ф. (60 % уставного фонда) и гражданин В. (40 % уставного фонда). В 2016 г. участник Ф. умер. Согласно свидетельству о праве на наследство в равных долях были призваны к наследованию его супруга и двое детей. Наследство состояло в том числе из доли размером 60 % в уставном фонде Общества.
Общество отказало наследникам в переходе доли в уставном фонде и предложило рассмотреть вопрос об осуществлении причитающихся выплат имуществом, а также о поэтапном их погашении.
По итогам 2017 г. Общество отказало в выплате действительной стоимости доли умершего со ссылкой на то, что стоимость чистых активов Общества имеет отрицательную величину. Наследникам была предоставлена копия бухгалтерского баланса, составленная не по форме, утвержденной законодательством.
Наследники умершего участника обратились в суд с иском о взыскании части действительной стоимости доли в уставном фонде Общества в размере 100 рублей. По делу была назначена судебно-экономическая экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы об определении достоверности данных, отраженных в бухгалтерском балансе Общества на дату смерти наследодателя.

...

Выводы эксперта
Позиция истцов
Позиция ответчика и третьего лица
Позиция суда первой инстанции
Позиция суда апелляционной инстанции

Аренда асфальтобетонной площадки ≠ аренда земельного участка
Автор: Вадим КОМЕЛЬ, адвокат Минской областной специализированной
юридической консультации
СИТУАЦИЯ
РУП «М» (далее — арендодатель, истец) и ИП (далее — арендатор, ответчик) заключили договор аренды, согласно которому во временное возмездное владение
и пользование была передана асфальтобетонная площадка для организации розничной торговли, расположенная вдоль автомобильной дороги. Впоследствии арендодатель посчитал, что площадка — это не самостоятельный объект недвижимости, а часть земельного участка, который находится в собственности Республики Беларусь, и обратился в экономический суд с иском о признании договора аренды ничтожным.

Обстоятельства дела
Правоотношения между РУП «М» и ИП возникли из договора аренды площадки для организации розничной торговли. Площадка расположена вдоль автомобильной дороги. Арендодателем был изготовлен проект «Площадка для придорожной торговли», содержащий схему ее расположения. Вопрос сдачи в аренду площадки был согласован с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. РУП «М» было привлечено к административной ответственности за использование не по целевому назначению этой части земельного участка, так как он был предоставлен в постоянное пользование для обслуживания автомобильной дороги, а арендатором на участке была организована розничная торговля саженцами, цветами и другими растениями.
В отношении ИП также был составлен протокол об административном правонарушении за самовольное занятие земельного участка, однако суд прекратил дело в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
РУП «М» направило ИП требование об освобождении земельного участка. ИП отказался расторгать договор и заявил о намерении использовать площадку до окончания срока аренды, в связи с чем РУП «М» обратилось в экономический суд с иском об установлении факта ничтожности договора аренды.

...

Позиция истца
Позиция ответчика
Выводы суда первой и апелляционной инстанции
Выводы суда кассационной инстанции

Рубрика
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
Новеллы для хозяйственных обществ:
что готовит законодатель?
Подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», который предполагает внесение значительного количества новелл в регламентацию хозяйственных обществ. Законопроект содержит 63 изменения и дополнения, вносимых в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон).
Интерес представляют законодательные новеллы в отношении фактического исключения закрытого акционерного общества из правовой системы Республики Беларусь при его юридическом сохранении, а также «истинного отсутствия» диспозитивности в регулировании акционерных соглашений и договоров по реализации прав участников ООО (ОДО).

Какова общая практика правовых систем?
Важно обратить внимание на то, что правовые системы многих государств, в том числе представляющих ведущие экономики мира, не используют широкий перечень организационно-правовых форм и видов юридических лиц (прежде всего коммерческих организаций), а пытаются обойтись их небольшим числом для оптимизации подходов, в частности, при организации бизнеса.
Российская Федерация несколько лет назад также оптимизировала структуру организационно-правовых форм юридических лиц и отказалась в
том числе от таких форм коммерческой организации, как общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество, посчитав с точки зрения экономики, что их функции выполняет общество с ограниченной ответственностью.
Право Республики Беларусь в настоящее время содержит 9 организационно-правовых форм коммерческих организаций и не унифицирует их.
Считаем такой подход белорусского законодателя не просто корректным, а правильным. Ведь лица, участвующие в экономической жизни страны, должны иметь возможность права выбора при организации бизнеса из различных не только по наименованию, но и по природе организационно- правовых форм. И приводить все эти формы коммерческих организаций в правовой системе Республики Беларусь лишь к двум-трем нам представляется нецелесообразным (так как правовая форма может добавить дополнительные стимулы при организации бизнеса) и некорректным (ввиду отсутствия правовых и экономических оснований для ограничения свободы выбора лиц «с предпринимательской жилкой»).

...

К чему стремится национальный законодатель?
Как изменится порядок отчуждения акций?
Как может измениться правовое регулирование корпоративных договоров и соглашений?
Что учел законодатель?
Как быть в отношении обеспечения исполнения обязательств?

Автор: Ян ФУНК, доктор юридических наук, профессор, Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП
Рубрика
ЭКОНОМИКА и ПРАВО
Механизм и значение листинга ценных бумаг на фондовой бирже Республики Беларусь
Автор: Борис ФРИДМАН,
заместитель Председателя Правления
ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»

Необходимость эффективно работающего фондового рынка обусловливается наличием соответствующих целей государства по привлечению инвестиций в экономику Республики Беларусь. Использование мировых практик в построении национальных подходов к допуску ценных бумаг различных эмитентов на отечественный рынок является актуальной задачей для привлечения инвесторов, а лицом страны в таком процессе выступает фондовая биржа, на которой должны совершаться наиболее важные и крупные сделки с ценными бумагами.
Рассмотрим основные аспекты процесса листинга ценных бумаг на Белорусской валютно-фондовой бирже для понимания его сущности и перспектив развития данного сегмента рынка активов.

Что имеем сейчас?
В Республике Беларусь фондовый рынок можно разделить на биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок охватывает сделки, совершаемые между юридическими и физическими лицами вне рамок специально организованных торговых площадок, тогда как биржевой рынок представляет собой специально обособленную государством, определяемую рядом законодательных и подзаконных норм и правил сферу взаимодействия профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров,
депозитариев) и их эмитентов. Единственной официальной торговой площадкой биржевого рынка в нашей стране является ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее — фондовая биржа или Белорусская валютно-фондовая биржа).
Государство стимулирует развитие рынка ценных бумаг по многим экономическим причинам. Наряду с повышением инвестиционной привлекательности отечественных активов имеется ряд других значимых целей.
В частности, без эффективно работающего фондового рынка невозможно запустить механизм накопительного пенсионного страхования — с тем, чтобы обеспечить гражданам страны достойную старость. Причина этого явления достаточно очевидна — в условиях отсутствия инструментов, позволяющих получить повышенную доходность при приемлемом уровне риска, наилучший результат обеспечивает привычная нам распределительная система, дающая возможность сэкономить на посредниках — компаниях, управляющих пенсионными активами, чьи услуги в такой ситуации оказываются бесполезными.
Однако для предоставления ценным бумагам допуска к биржевым торгам на любой из торговых секций фондовой биржи необходимо пройти процедуру листинга.

...

По каким правилам осуществляется листинг в Республике Беларусь?
Сравниваем с практикой мировых финансовых рынков
Выводы
Рубрика
WORLD VIEW
Зачем юристу Legal Design?
Уже не единожды в журнале, а также на Конгрессе юридических служб поднимался вопрос о том, каким должен быть юрист в организации, что и как он должен делать, чтобы руководитель организации был в нем заинтересован. Часто юрист говорит «так нельзя» вместо того, чтобы предложить вариант решения проблемы, пишет сложно аргументированные документы вместо простых и наглядных схем, таблиц и т.д.
Legal Design — это инструментарий в помощь юристу, чтобы документы из-под его «пера» выходили легкодоступными и рабочими. В статье приводится алгоритм регистрации юридического лица, содержащий ключевые моменты этого процесса.

«Ну и как дизайн относится к юристам?!»
Дизайн можно определить как придание эстетических свойств предмету или процессу. С точки зрения обывателя, это деятельность по художественному оформлению любых предметов, начиная с сайта и заканчивая автомобилем; процесс генерирования идей о том, как улучшить ту или иную сферу деятельности, а затем быстро реализовать эти идеи.
К сожалению, юриспруденция славится архаичными устоями. Испокон веков юристы создают документы и оказывают услуги по шаблонам, а между тем забывают о главном — потребителях, для которых эти услуги предназначены. Для in-house юриста такими потребителями являются руководитель организации, главный инженер, руководители и специалисты служб маркетинга и продаж и т.д. Результат работы юриста должен быть прозрачным и понятным. Юристы часто не знают, как сделать интуитивно понятный документ или предоставить услугу, а потребители не получают желаемый результат. Решением возникающего недопонимания стало появление инструмента Legal Design.

...

Что такое Legal Design?
Где используется Legal Design?
Как внедрить Legal Design?
Проблемы Legal Design

Автор: Роман АРТЁМОВ, юрист ООО «Бизнес- Эдвайзерс»
Рубрика
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Командировка в пределах Республики Беларусь: алгоритм действий
Автор: Анжела КУДИНА,
главный государственный инспектор Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Новое Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 (далее — Положение о служебных командировках), вступило в силу с 23.03.2019 и объединило в одном документе порядок направления и возмещения расходов по всем командировкам — как по Беларуси, так и за границу.
В настоящей статье рассмотрим алгоритм оформления командировки в пределах Республики Беларусь.

К основным этапам направления в командировку работников в пределах Республики Беларусь относятся:
1) принятие правовых и организационных мер по обеспечению направления работников в служебные командировки;
2) подготовка к служебной командировке;
3) направление работника (работников) в служебную командировку.
Рассмотрим данные этапы более подробно.

Этап 1. Принятие правовых и организационных мер по обеспечению направления работников в служебные командировки
Шаг 1. Регламентация в ЛНПА вопросов по служебным командировкам, разрешение которых предоставлено законодательством нанимателю

Согласно ТК и Положению о служебных командировках нанимателю предоставлены полномочия самостоятельно определять в ЛНПА необхо-
димость:
— выдачи работникам командировочного удостоверения, если иное не установлено законодательными актами (ч. 2 ст. 93 ТК);
— установления работникам задания на командировку, если иное не установлено законодательством (п. 3 Положения о служебных командировках);
— подготовки письменного отчета о выполнении задания (нанимателем также определяются срок его представления и порядок оформления), если иное не установлено законодательством (п. 3 Положения о служебных командировках);
— расходов, которые может производить работник (пп. 5, 43 Положения о служебных командировках).

...




Расходы по найму жилого помещения: рассчитываем по новым правилам

Автор: Владимир САМОСЕЙКО,
юрист
Несмотря на достаточно активную разъяснительную работу со стороны Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по применению нового законодательства о служебных командировках, на практике от нанимателей продолжают поступать вопросы.
В статье рассмотрим некоторые моменты, связанные с возмещением расходов по найму жилого помещения.

С 23 марта 2019 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках», которым в том числе утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках (далее — Положение о служебных командировках). С этой даты изменились размеры суточных (с 7 до 9 руб.), а также расходы по найму жилого помещения.
В связи с применением нового подхода при компенсации расходов по найму жилого помещения, а именно нормирования расходов по количеству календарных дней нахождения по месту командировки без необходимости предоставления подтверждающих документов, на практике возникли вопросы по подсчету таких дней.
Главной сложностью, точнее моментом, который вводит специалистов в замешательство, является привычка считать количество ночей, а не календарных дней.

ПРИМЕР
Работник командирован на два календарных дня из г. Минска в г. Гомель с 22
по 23 апреля. Некоторые работники, учитывая, что отель бронируется только
на одну ночь, считают, что и расходы по найму жилого помещения необходимо
рассчитывать исходя из одного календарного дня.
Однако в Положении о служебных командировках прямо указано, что возме-
щение расходов по найму жилого помещения при командировании в пределах
Республики Беларусь осуществляется с даты прибытия к месту командировки
и по дату выбытия из него (ч. 1 п. 15 Положения о служебных командировках).
В связи с тем, что учитываются дни прибытия к месту командировки и выбы-
тия из него, расходы по найму жилого помещения необходимо возмещать за
два календарных дня.

...
Дата выдачи доверенности

Автор: Максим СЛЕПИЧ,
юрист
Вопрос:
Является ли действительной доверенность, выданная руководителем работнику в выходной день?
...
Наши контакты
8 (029) 617-37-20
8 (017) 269-86-55
marketing@ipag.by
Присоединяйтесь к нам в Facebook!