Чартерные авиаперевозки: как избежать правовых пробелов и коллизий?
Рубрика "Проблемный вопрос"
Международные правовые акты содержат только определение чартерного рейса (совпадает с национальным) и никоим образом не регулируют этот вид деятельности, за исключением морского чартера. Поэтому при анализе правоотношений, возникающих из чартерных воздушных перевозок, ссылаться на международные правовые акты не имеет смысла.
Участники рынка туристических услуг, а также судебные органы часто не до конца понимают правовую природу и сущность чартера. Между тем чартерные авиаперевозки очень распространены и случаются в жизни каждого, кто стремится провести свой отпуск на далеких курортах.
«Что в имени моем…»?
В настоящее время для оказания туристических услуг наряду с регулярными рейсами широко используются чартерные авиаперелеты (далее —
чартеры). При этом ключевыми особенностями чартеров являются:
— фактически полное отсутствие правового регулирования;
— регулирование отношений сторон в основном договором фрахта воздушного судна;
— нерегулярность;
— низкая стоимость перелетов в сравнении с регулярными рейсами;
— отсутствие гарантии вылета в четко обозначенное время.
Любые, в том числе и авиационные, чартерные перевозки осуществляются на основе заключенного договора аренды транспортного средства
с экипажем (фрахт). Такой вид договора имеет правовое регулирование практически в любой стране мира, и Республика Беларусь не исключение.
Нормами ст. 96 Воздушного кодекса Республики Беларусь определено, что по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов всю или часть вместимости воздушного судна (воздушных судов) для воздушных перевозок.
Детальное регулирование чартера осуществляется в соответствии с Авиационными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (далее — Правила). Согласно ст. 4 Правил они применяются при осуществлении воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).
При этом по тексту чартеры выводятся в отдельную категорию и регламентируются отдельными нормами.
В то же время общие положения по перевозке пассажиров не отличаются от правил осуществления регулярных рейсов. Так, например, правила безопасности идентичны для обеих категорий и в контексте данного материала интереса не представляют.

В чем пробелы и проблемы?
Статья 125 Правил устанавливает обязанность перевозчика организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах определенные услуги при перерыве в перевозке по его вине, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки.
В этом случае речь идет о значительных пробелах в законодательстве. Правила предусматривают, что чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок, а регулярные рейсы — согласно расписанию (ст. 94). Нормы ст. 96 Правил определяют гарантии для пассажиров при отмене, задержке только рейсов, следующих по расписанию, и к чартерам такие положения применяться не могут. И вот здесь возникает путаница: положения ст. 125 Правил применяются к чартерным рейсам, а положения ст. 96 — нет. При этом подавляющее большинство специалистов и участников рынка туристических услуг этой разницы не видят.
Еще одним спорным моментом является определение обязанности информировать о задержке рейса. Турагентство действительно обязано информировать туриста об изменении времени, маршрута и иных условий чартерного рейса, но только об отмене и за сутки до вылета. В иных случаях указывается разумный срок, определение которого расплывчато. Таким образом, информирование о задержке рейса и о его отмене — это разные вещи.
Аналогичные нормы содержатся и в законодательстве Российской Федерации.

После отпуска в суд?
Автор, принимая участие в судах, собрал статистику наиболее спорных вопросов, возникающих при рассмотрении дела по существу.
Требования истцов основаны на применении норм:
— Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (ст. 5, 7, 15, 18, 31);
— Закона Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (ст. 13, 15, 17, 19);
— Правил оказания туристических услуг (ст. 5, 51, 54, 58–60), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
12.11.2014 № 1064.
Основным требованием истцов является соразмерное уменьшение стоимости тура по причине задержки в пути и компенсация морального вреда за задержку рейса и «испорченный отдых».

Есть нюансы?
Как уже упоминалось, чартерный рейс осуществляется в соответствии с планом (графиком). Но необходимо отметить, что для диспетчерских
служб аэропортов всех стран мира приоритет по выполнению вылетов из аэропорта имеют регулярные рейсы.
Таким образом, фактическое время вылета может быть смещено на значительный срок не по вине перевозчика, но для него автоматически на-
ступают последствия в соответствии со ст. 125 Правил. Имеющие несовершеннолетних детей туристы действительно могут испытывать дискомфорт при длительном ожидании в аэропорту. И в большинстве случаев суд принимает сторону туриста, мотивируя решение тем, что имело место нарушение сроков и порядка предоставления туристической услуги.
В настоящее время единственным эффективным и проверенным способом защиты является подписание с туристом развернутого договора оказания туристических услуг. Однако отметим, что применяемая форма договора не содержит специальных норм для чартеров и требует кардинальной доработки, хотя широко применяется.

Учимся на чужих ошибках?
Приведем пример. Истец заявила, что она не знала и не предполагала о возможной задержке авиарейса более чем на 6 часов. В аэропорт, который находился за пределами Республики Беларусь, прибыла с двумя малолетними детьми за 2 часа до вылета. В связи с задержкой рейса по техническим причинам представители перевозчика обеспечили ее гостиницей и горячим питанием вплоть до регистрации на рейс. Но в итоге туристка добралась в отель к 22.00, а не к 14.00, как предполагалось.
Истец выдвинула требование о соразмерном уменьшении стоимости тура, так как, по ее мнению, стоимость тура исчисляется не в календарных сутках (и даже не в гостиничных сутках), а в часах. С учетом длительного нахождения в аэропорту истцу и ее малолетним детям был нанесен вред, выраженный в денежном эквиваленте. Суд вынес решение в пользу истца в полном объеме (без учета сути чартерной авиаперевозки), а суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции в силе. Доводы ответчика (турагентства) о применении международных гостиничных правил, о специфическом регулировании чартера суд к сведению не принял.
Кто же виноват в сложившейся ситуации? Безусловно, турагентство, так как при чартерной перевозке оно применило типовой договор об оказании туристических услуг, а турист не был под роспись ознакомлен с особенностями оказания конкретной туристической услуги. Как итог — отсутствие письменных доказательств в пользу ответчика при рассмотрении дела по существу. Немаловажен и тот факт, что пакет услуг был реализован турагентством на основании договора комиссии. Договор комиссии содержит требование об обязательном информировании туристов об особенностях порядка оказания туристических услуг, при этом механизм информирования не закреплен.

Судебная практика: в чью пользу?
В целом решение суда само по себе содержит массу противоречий, но наибольший интерес представляет его мотивировочная часть, где анализируется программа туристического путешествия.
В программе тура были отражены конкретные сроки в календарных днях (с — по), маршрут, информация о трансфере (включая номера рейсов, их даты и время), упоминание о необходимости уточнять время вылета за одни календарные сутки до рейса и др.
И вот ключевая ошибка многих участников рынка туристических услуг: указанная в программе обязанность туриста уточнять время вылета за
одни календарные сутки до рейса не является и не может являться достаточной мерой защиты при осуществлении чартерных перевозок. Программа в обязательном порядке должна содержать указание на возможность изменения времени вылета и на допустимые значения такого изменения.
Вторым немаловажным моментом является своевременное предоставление информации от турагентства в адрес туриста. Следует информировать туриста посредством СМС, так как факт их отправки очень просто доказать.
Мотивировочная часть решения суда содержит без указания на норму нарушенного материального права весьма любопытный довод о том, что услуга по заселению в отель в 22.00 даты, совпадающей с датой, отраженной в программе путешествия как дата начала путешествия, по мнению суда, не является оказанной в полном объеме.

Не все однозначно?
В другом процессе, в котором удалось признать необоснованность требований истца, был предоставлен очень качественный и подробный договор оказания туристических услуг с подписанными тремя памятками (правилами нахождения в стране пребывания, правилами оказания экскурсионных услуг, правилами оказания услуг по чартерным авиаперевозкам). Суд дал оценку этим документам, и доводы адвоката о том, что подписание таких документов ухудшает правовой статус туриста, были признаны несостоятельными.
Различное толкование правовой природы чартерных авиаперевозок обусловлено невосполнимыми пробелами в законодательстве, но судебная практика идет по пути аналогии чартерных и регулярных рейсов. Следовательно, важно обеспечить четкое документальное сопровождение, заключая максимально развернутые договоры, с учетом следующих рекомендаций.

Все дело в договоре?
Итак, чего не хватает для полноценного регулирования чартера? Во избежание спорных ситуаций и для минимизации рисков необходимо внести следующие положения в договор оказания туристической услуги:
— условие о том, что чартерный рейс осуществляется по графику начиная с определенного времени (указывается в проездном документе) и в течение определенного количества часов, но не позднее суток (такое условие вполне выполнимо и реально);
— условие о собственных гарантиях с обязанностью турагентства информировать о происходящих изменениях, причем с учетом дифференциации информирования об отмене рейса и о его задержке (независимо от применения ст. 125 Правил);
— условия об обязательном применении Международных гостиничных правил, определяющих первые сутки проживания в месте размещения не как календарные, а как период времени с 14.00 текущей даты до 12.00 следующей даты;
— указание на то, что при перелете чартерным рейсом на борту самолета все обслуживание осуществляется по классу «эконом»;
— максимально подробные условия и порядок изменения трансфера (в том числе чартерных рейсов), объекта проживания, экскурсионных и
прочих услуг при подписании туристом программы туристического путешествия (является неотъемлемой частью договора оказания туристических услуг).
С учетом изложенного рекомендуем субъектам рынка туристических услуг не только формально закреплять особенности оказания конкретной
туристической услуги, но и информировать о ней потребителя, что, безусловно, сократит количество необоснованных требований.


Автор: Александр БУШИК, юрист
Перевозчик обязан
предоставить ряд
услуг без взимания до-
полнительной платы:
— размещение в гости-
нице (при ожидании
более 8 часов в дневное
время и более 6 часов —
в ночное время);
— доставку транспор-
том от аэропорта до
гостиницы и обратно в
случаях, когда гостиница
предоставляется без взи-
мания дополнительной
платы;
— организацию хранения
багажа и т.д. (полный
перечень содержится
в ст. 125 Правил).
Статьи 603–612 ГК
определяют всего
лишь порядок заклю-
чения договора аренды
транспортных средств,
обязанность по страхова-
нию гражданской ответ-
ственности и ответствен-
ности за причинение
вреда (в данном случае
только транспортному
средству или транспорт-
ным средством).
Авиационные правила
утверждены постанов-
лением Министерства
транспорта и коммуника-
ций Республики Беларусь
от 12.08.2009 № 70.
Основное заявляемое тре-
бование — соразмерное
уменьшение стоимости
тура.

Первыми из аэропортов
по всему миру всегда (без
исключений) отправля-
ются регулярные рейсы, и
только когда чартерный
рейс не создает помех
для регулярных, его выпу-
скают на полосу.
Форма договора
туристических услуг
утверждена постановле-
нием Совета Министров
Республики Беларусь от
12.11.2014 № 1064.
Выводы суда:
— факт изменения
времени рейса по тех-
ническим причинам, а
также предоставление
истцу на время задержки
рейса гостиницы при аэ-
ропорте не освобождает
ответчика от ответствен-
ности по договору оказа-
ния туристических услуг;
— предупреждение истца
об услуге по авиапере-
лету чартерным рейсом,
уведомление о времени
вылетов и о возможном
изменении маршрута не
является основанием для
отказа истцу в удовлет-
ворении исковых требо-
ваний, так как доводы
ответчика в указанной
части признаются несо-
стоятельными.
Для своевременности
уведомления туриста не-
обходимо использовать
СМС-сообщения, факт
отправки которых очень
просто доказать.

Указанная в программе
обязанность туриста
уточнять время вы-
лета за одни календар-
ные сутки до рейса не
является и не может
являться достаточной
мерой защиты при осу-
ществлении чартерных
перевозок.
Различное толкование
правовой природы чар-
терных авиаперевозок
обусловлено невоспол-
нимыми пробелами в
законодательстве, но су-
дебная практика идет по
пути аналогии чартер-
ных и регулярных рейсов.

Международные го-
стиничные правила
одобрены Советом Меж-
дународной гостиничной
ассоциации 2 ноября
1981 г. (Катманду, Непал).
Знакомьте тури-
стов под роспись
с правилами оказания
чартерных рейсов, не
относитесь формально к
информированию тури-
стов во избежание в бу-
дущем необоснованных
претензий.