Новеллы законодательства о государственных закупках
Рубрика "Законодательство"
Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»
Дата вступления в силу: 01.07.2019

Закон № 136-З принят ввиду необходимости приведения норм действующего Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29 мая 2014 г. в г. Астане (далее — Договор о ЕАЭС), с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 590), а также правоприменительной практикой.
Единый информационный ресурс
Статьей 6 Закона № 136-З предусмотрено создание государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (далее — ГИАС).
Цель ГИАС — информационное и аналитическое обеспечение государственных закупок путем взаимодействия с иными государственными ин-
формационными системами, государственными информационными ресурсами, электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж.
В рамках соблюдения преемственности Закона № 136-З и Закона № 419-З, а также с учетом положений Указа № 590 сохранено понятие «официальный сайт».
Информация, содержащаяся в ГИАС, общедоступна, размещается и предоставляется безвозмездно с использованием официального сайта (п. 3 ст. 6 Закона № 136-З).
Предполагается, что в дальнейшем аналитическая система заменит собой официальный сайт и вся информация в сфере государственных закупок будет размещаться в ней.
Во избежание дублирования информации в аукционных, конкурсных документах и документах, предоставляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, приглашение квалифицируется как часть документов, предоставляемых для подготовки предложения (абз. 4 п. 2 ст. 6 Закона № 136-З). Это нововведение относится ко всем процедурам государственных закупок.

Участники процедуры госзакупок
Статьей 16 Закона № 136-З устанавливаются единые требования к участникам процедур государственных закупок (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые являются предметом государственной закупки.
Определен порядок включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, в соответствующий список (ст. 17 Закона № 136-З). Подобный порядок формирования реестров недобросовестных поставщиков установлен в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Дополнительные требования к участникам определены нормами абз. 7 ст. 9 Закона № 136-З.
По сравнению с действующим Законом № 419-З список дополнен случаем включения в него поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми заказчики (организаторы) в одностороннем порядке расторгли договоры о закупках по причине их несоответствия требованиям к участникам или предоставления ими недостоверной информации. Отметим, что учтено положение п. 13 Протокола о порядке регулирования закупок, содержащееся в Приложении 25 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол к Договору о ЕАЭС), согласно которому поставщики, уклонившиеся от заключения договора, не исполнившие его (ненадлежащим образом исполнившие) либо договоры с которыми расторгнуты, включаются в список на основании решения суда и (или) уполномоченных регулирующего и (или) контролирующего органа власти государства-члена в сфере закупок на два года.

Годовой план
Статья 19 Закона № 136-З содержит нововведения в отношении годового плана государственных закупок: в отличие от нормы Закона № 419-З (п. 2 ст. 18), определяющей необходимость ежегодного утверждения заказчиком годового плана закупок и его размещения до 8 марта текущего года, обновленная норма предусматривает формирование годового плана ежегодно и размещение его после утверждения заказчиком в течение 5 рабочих дней на электронной торговой площадке, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.
Скорректированы требования к годовому плану государственных закупок: заказчик может проводить процедуры государственных закупок только после размещения годового плана в ГИАС (исключения определены п. 2 ст. 19 Закона № 136-З и связаны с потребностями в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы).

Корректировка сроков
Статьей 23 Закона № 136-З устанавливаются новые сроки для подготовки и подачи предложений (почти все сокращаются в два раза):
— для открытого конкурса — не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке (п. 2 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС);
— для закрытого конкурса — не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам
(подрядчикам, исполнителям);
— для электронного аукциона — не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин (п. 8 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС);
— для процедуры запроса ценовых предложений — не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на электронной торговой площадке (п. 5 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС).

Условия договора
Законом № 136-З значительно переработаны, дополнены и реализованы в 3 статьях (ст. 24–26) нормативные предписания ст. 25 «Договор» Закона № 419-З, а также урегулированы вопросы его изменения, расторжения и обеспечения исполнения обязательств по договору.
Основными изменениями, касающимися заключения договора, являются:
— обязательность заключения договора в электронном виде на электронной торговой площадке по результатам проведения открытого конкурса,
электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (п. 4 ст. 24);
— установление нового срока заключения договора по результатам проведенной процедуры государственных закупок (по истечении 10 кален-
дарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя и не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя).
Сведения о договоре государственной закупки, заключенном по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, фактически
содержатся в справке о проведении процедуры закупки из одного источника, которая не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее
утверждения, должна размещаться заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке и составляется не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора (ст. 49 Закона № 136-З).

Подача и рассмотрение жалоб
Законом № 136-З определены лица, сроки, а также порядок подачи жалобы:
— юридическим или индивидуальным предпринимателем на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной
биржи, оператора электронной торговой площадки — до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
— участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора
электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения;
— участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или)
ее членов — со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.
Предусмотрена возможность приостановления как для «открытых» процедур, так и для «закрытых» процедур государственных закупок (закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений), биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника (ч. 2 п. 1 ст. 53 Закона № 136-З). В отличие от «открытых» процедур информация о принятии жалобы при «закрытых» процедурах не размещается в ГИАС и на электронной торговой площадке, а направляется уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу, поскольку данные процедуры не проводятся на электронной торговой площадке.
По сравнению с Законом № 419-З срок приостановления процедуры государственной закупки при подаче жалобы значительно сокращен, что
связано со сроком заключения договора по результатам проведения процедуры государственной закупки, предусмотренным в Договоре о ЕАЭС (подп. 9 п. 2 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС).
Еще один немаловажный момент — это обязанность для лиц, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам отзыв на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения (п. 4 ст. 53 Закона № 136-З). При этом лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам возражение на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы при «открытых» процедурах, размещается уполномоченным государственным органом до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки в реестре жалоб, а при «закрытых» процедурах, биржевых торгах и процедуре закупки из одного источника до истечения срока приостановления процедуры направляется в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже и лицу, подавшему жалобу (ч. 3 п. 5 ст. 53 Закона № 136-З).

Проверки не отменяются
Вводятся абсолютно новые нормы, регулирующие порядок проведения камеральных проверок (ст. 54 Закона № 136-З).
Понятие «камеральная проверка» «завуалировано» в полномочиях уполномоченного государственного органа по государственным закупкам
(ст. 10 Закона № 136-З). Основанием для камеральной проверки является принятая к рассмотрению жалоба (п. 1 ст. 54). Вместе с тем камеральная проверка проводится не по всем процедурам государственных закупок (например, в случае проведения «закрытых» процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится).
Нарушения, выявленные в результате камеральной проверки, отражаются в акте, размещаемом на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки.
Заказчик (организатор) может направить возражения по акту камеральной проверки в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней со дня размещения акта камеральной проверки (п. 2 ст. 54 Закона № 136-З).
В случае выявления нарушений законодательства о государственных закупках уполномоченный государственный орган выносит предписания,
обязательные для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки.

Иные новеллы
Иные новеллы Закона № 136-З:
— необходимость включения в состав комиссии по государственным закупкам преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом образовательных программ дополнительного образования в сфере государственных закупок;
— закрепление требования о размещении утвержденных заказчиком конкурсных и аукционных документов на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения (п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 39 Закона № 136-З);
— приведение перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника в соответствие с аналогичным перечнем, содержащимся в Приложении 3 к Протоколу к Договору о ЕАЭС. Ю
Авторы: Ольга БАКИНОВСКАЯ, начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований НЦЗПИ, к.ю.н., доцент

Юлия АМЕЛЬЧЕНЯ, ведущий научный сотрудник отдела исследований в области гражданского, экологического и социаль-
ного права Института правовых исследований НЦЗПИ, к.ю.н.,
доцент

Анна ТРЕТЬЯКОВА, главный советник управления законода-
тельства о гражданских, финансово-экономических и эколо-
гических отношениях НЦЗПИ

Нормы ст. 17 Закона
№ 136-З обязывают
заказчика (организатора)
в течение месяца со дня
истечения срока для за-
ключения договора (его
расторжения) направить
в уполномоченный госу-
дарственный орган по го-
сударственным закупкам
информацию о включе-
нии такого лица в список
поставщиков (подрядчи-
ков, исполнителей), вре-
менно не допускаемых
к участию в процедурах
закупок.
Размещение в ГИАС
годового плана го-
сударственных закупок,
изменений и (или) до-
полнений в него обе-
спечивают операторы
электронной торговой
площадки и ГИАС.
При проведении за-
крытого конкурса,
процедуры запроса цено-
вых предложений (если
сведения о государствен-
ных закупках состав-
ляют государственные
секреты) по результатам
процедур заключается
договор в письменной
форме, а по результатам
биржевых торгов — в
порядке и форме, уста-
новленных законодатель-
ством о товарных биржах
(п. 5 ст. 24 Закона
№ 136-З).
С учетом того, что ГИАС
содержит в том числе
реестр договоров, инфор-
мация о заключенных до-
говорах не размещается
на официальном сайте,
как это необходимо в со-
ответствии с Законом
№ 419-З.
Участник (иное юри-
дическое лицо, ин-
дивидуальный предпри-
ниматель) вправе подать
жалобу в уполномочен-
ный государственный ор-
ган по государственным
закупкам посредством
ее размещения в ГИАС в
реестре жалоб, за исклю-
чением проведения «за-
крытых» процедур (ст. 52,
53 Закона № 136-З).
Процедура государ-
ственной закупки при-
останавливается на срок
рассмотрения жалобы,
не превышающий 10 ра-
бочих дней со дня при-
остановления процедуры
государственной закупки.
В настоящее время
согласно п. 2 ст. 56
Закона № 419-З срок при-
остановления процедуры
государственных закупок
составляет не более
30 календарных дней.
Во всех случаях заказ-
чик не вправе заклю-
чать договор до принятия
уполномоченным госу-
дарственным органом по
государственным закуп-
кам решения по существу
жалобы.

Предполагается, что
новые нормативные пред-
писания о порядке рассмо-
трения жалоб позволят
усовершенствовать ука-
занный механизм, сделав
его максимально откры-
тым и прозрачным.

Камеральная про-
верка — это проверка
по месту нахождения
уполномоченного госу-
дарственного органа по
государственным закуп-
кам на основании изуче-
ния документов и инфор-
мации, полученных им в
соответствии с Законом
№ 136-З и иными актами
законодательства, без ис-
требования от проверя-
емого субъекта иных до-
кументов и информации
(ст. 10 Закона № 136-З).